История создания, развития компании Автоваз и автомобилей ВАЗ
Возведение гиганта российского автомобилестроения – Волжского автомобильного завода (ВАЗ)
– началось в 1967 году, после тщательной подготовки и выбора
строительной площадки. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Совет министров,
предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участков,
определилось с местом строительства – было принято решение построить
новый крупнейший в Союзе завод легковых автомобилей в г. Тольятти
(Самарская область). Строительство было оглашено ударной комсомольской
стройкой. Совет министров назначил заместителя министра
автопромышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося
завода, а Соловьева В.С. главным конструктором АвтоВАЗа.
Впоследствии, тысячи людей, преимущественно молодежь, были направлены в
Тольятти на стройку завода-гиганта. Технический проект строительства
был подготовлен итальянским автомобильным концерном Fiat, с которым
также был заключен контракт на поставку основного технологического
оборудования и дальнейшее обучение специалистов.
Уже
через два года после начала строительства начали формировать трудовые
коллективы заводских цехов. Главным образом работать на ВАЗ
шли те же молодые люди, которые его строили и производили монтаж
оборудования. Завод планировался настолько большим и мощным, а сроки
запуска были столь ограничены, что производственное оборудование для ВАЗ
изготовлялось на 844 машиностроительных заводах СССР и 900 заводах
других социалистических стран, а также компаниями ФРГ, Италии, Англии,
Франции, США и других государств.
Благодаря стараниям и тяжелому труду советских людей 19 апреля 1970 года были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Таким образом, строительство было закончено на 3 года раньше рассчитанных при проектировании 6 лет. Конструкция первых «Жигулей»
копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года в базовой
комплектации, но со значительными доработками. А материалы и
комплектующие для автомобилей ВАЗ использовались исключительно
советские.
Первая очередь завода была принята в эксплуатацию и запущена 24 марта 1971 года и была рассчитана на выпуск 220 тыс. автомобилей в год. А в начале следующего года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Волжского автозавода, также рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомобилей в год, таким образом, удвоив производственные мощности ВАЗа.
Первая модель ВАЗ задумывалась маломощной (объем четырехцилиндрового двигателя составлял 1,2 л; мощность – 62 л.с. при 5 600 об/мин; максимальная скорость – 140 км/час) и недорогой для насыщения огромнейшего потребительского рынка СССР. В сравнении со своим итальянским прототипом, ВАЗ-2101 обрел задние барабанные тормоза (вместо дисковых), которые были более долговечные и стойкие к загрязнениям. Учитывая особенности советских дорог, также был увеличен дорожный просвет, усилены кузов и подвеска. В последующие годы первая модель ВАЗ дорабатывалась, менялась комплектация. Но даже в такой (первозданной) модификации ВАЗ-2101 выпускался до 1982 года, став популярным и поистине «народным» автомобилем.
В 1972 году вышла в мир вторая модель волжского автозавода – ВАЗ-2102,
которая фактически ничем не отличалась от первой модели, переделанной
на пятидверный универсал. Этот грузопассажирский вариант первых
«Жигулей» стал «лучшим другом» советских дачников. Грузоподъемность
автомобиля составляла 430 кг и увеличилась, в сравнении с ВАЗ-2101,
незначительно – всего на 30 кг. Но больший объем багажного отделения был
оценен и с благодарностью принят жителями Советского союза.
Популярность и слава «лучшего друга дачников» со временем перешла на
приемника ВАЗ-2102 в лице четвертой модели ВАЗ.
Кроме универсализированной модели (ВАЗ-2102), в 1972 году также начался выпуск более мощной вариации «Жигулей» - ВАЗ-2103.
Третья модель была оснащена полторалитровым двигателем, мощностью 71
л.с. при 5600 об/мин. Максимальная скорость автомобиля увеличилась до
152 км/час. С такими характеристиками советский автомобиль стал вполне
конкурентоспособным по динамике с аналогичными по классу западными
автомобилями, разгоняясь до 100 км/час за 17 секунд. Большинство
населения воспринимали эту модель как совершенно новую, более мощную и
комфортабельную, и, соответственно, более престижную и дорогую.
Фактически ВАЗ-2103 был лишь копией варианта «Люкс» итальянской модели
Fiat 124 Speciale 1968 года. Подобно первой модели, итальянский
автомобиль был адаптирован и переработан с учетом особенностей
использования на дорогах СССР. В сравнении с ВАЗ-2101, салон третьей
модели ВАЗ обрел значительные доработки в сторону удобства и красоты: на
1,5 см было увеличено пространство над головой пассажиров, полностью
переработана панель приборов, пол был устлан толстыми тканевыми коврами,
улучшившими вид и шумоизоляцию салона. Салон и багажник были отделаны
пластиком.
Конструкторы
Волжского автозавода никогда не прекращали работу над
усовершенствованием выпускаемых ими автомобилей. Каждая новая модель или
даже серия в пределах одной модели получали новые доработки, визуальные
и технические изменения. Впоследствии, как результат серьезной
модернизации в рамках второго поколения заднеприводных автомобилей ВАЗ в
1980 году был выпущен ВАЗ-2105 как замена уже не
выпускаемому в то время ВАЗ-2101. Стандартная комплектация ВАЗ-2105
поставлялась с двигателем объемом 1,3 л мощностью 63 л.с. Пятая модель
ВАЗа с названием LADA-2105
производится до сих пор и является самым дешевым вариантом из всего
современного модельного ряда ВАЗ. Низкая цена обеспечивается в первую
очередь благодаря минимальной стандартной комплектации и морально
устаревшим технологиям, используемым в производстве этого автомобиля.
Самой популярной за всю историю АвтоВАЗа стала шестая модель, выпущенная в производство в 1976 году. Как и старшие модели предыдущих годов, прототипом для ВАЗ-2106
стал итальянский автомобиль – Fiat 124 Speciale 1972 года, с
осуществленными адаптационными к нашим условиям изменениями. Поэтому
никто и не мог предположить такую сверхпопулярность ничем не
отличающемуся автомобилю, призванному заменить на рынке снятую с
производства третью модель. Сравнительно мощный двигатель ВАЗ-2106
объемом 1,6 л и мощностью 75 л.с. позволял развивать максимальную
скорость до 152 км/час. Эта модель выпускалась до 2006 года и за все
время производства в ее конструкцию часто вносились незначительные
изменения, позволяющие поддержать популярность автомобиля и продлить его
жизнь на рынке.
В 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107,
который стал последней моделей «классики». За основу седьмой модели был
взят ВАЗ-2105. Этот автомобиль также является одним из самых
продаваемых на постсоветском рынке, благодаря простоте, надежности и,
конечно же, низкой цене. Сейчас эта модель называется LADA-2107 и выпускается также за рубежом – в Украине и Египте.
На смену «классике» в 1984 году начался выпуск переднеприводной клиновидной «Самары» (ВАЗ-2108).
Этот трехдверный хетчбэк сделал фурор на рынке советских автомобилей и
положил начало новой эпохе выпуска автомобилей ВАЗ с передним приводом.
Через три года (в 1987 году) Волжский автозавод наладил производство
пятидверного варианта этого автомобиля – ВАЗ-2109 «Спутник».
Этот вариант считался более солидным, а благодаря наличию пяти дверей –
семейным вариантом «восьмерки». Очевидными достоинствами всех
автомобилей семейства «Самара/Спутник» стали хорошие динамические
качества и большой предел максимальной скорости, улучшенная
управляемость на
любых
видах дорог, мощные бампера. Тем не менее, были отмечены и недостатки,
присущие именно этим моделям: уменьшилась пригодность автомобилей к
легкому и быстрому ремонту, в сравнении с классическими моделями ВАЗ,
ухудшилась эргономика педалей, картер двигателя и маслоприемник стали
более уязвимыми. Позднее, в 1990 году, автозавод выпустил четырехдверную
модификацию девятой модели с кузовом седан – ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма». Это последняя модель, которую Волжский автозавод начал выпускать до распада Советского союза.
Первой новой моделью Волжского автомобильного завода на постсоветских просторах стала так называемая «десятка» – ВАЗ-2110
(LADA 110). Как и большинство отечественных предприятий ВАЗ тяжело
пережил первые кризисные годы, наступившие с распадом СССР. Поэтому
разработанная еще в 1989 году модель «десятки», вышла с задержкой в три
года. Вместо планируемого 1992 года, автозавод наладил производство
новой модели – четырехдверного седана ВАЗ-2110 лишь в 1995 году, и
постепенно
стал наращивать производство автомобилей. Десятая модель ВАЗа
оснащалась двумя видами двигателей: 8-клапанным объемом 1,5 л и
мощностью 79 л.с. или 16-клапанный объемом 1,6 л мощностью 92 л.с. Этот
автомобиль по праву считался моделью более высокого класса из семейства
«Самара», способной конкурировать с такими представителями зарубежного
автопрома, как Daewoo Nexia, Audi 80, или даже Opel Astra первого
поколения.
Продолжая успешный опыт модификаций выпускавшихся ранее моделей, в 1997 году ВАЗ начал производство четырехдверного седана ВАЗ-2115, который является рестайлинговым наследником ВАЗ-21099.
Новая модель получила новую крышку и спойлер багажника с дополнительным
стоп-сигналом, окрашенные в цвет кузова бампера, новые задние фонари,
обтекали порогов, молдинги дверей и новый более комфортный салон.
Первоначально на автомобиль устанавливали карбюраторные двигатели объмом
1,5 или 1,6 л, но в 2000 году его начали снабжать двигателем с
распределенным впрыском топлива.
Самыми новыми моделями Волжского автомобильного завода являются Лада Калина (Lada Kalina) и Лада Приора
(Lada Priora). По европейской классификации первая относиться к
верхнему сегменту класса «В», а вторая – к классу «С». Прототип Лада Калина
демонстрировался широкой публике еще в 1999 году в форм-факторе
хетчбэка, а в 2000 году – в форм-факторе седана. Но производство этого
автомобиля в виде седана было налажено только в 2004 году, а хетчбэк
сошел с конвейеров автозавода в 2006 году. Еще через год была выпущена Лада Калина универсал. Производитель постоянно проводит улучшения и внедряет разные модификации семейства Лада Калина.
Также к 2012 году планируется провести масштабное обновление
комплектаций и изменение внешнего вида для всего семейства этих
автомобилей.
Лада Приора (ВАЗ-2170)
стала на конвейер автозавода в марте 2007 года с кузовом седан. В
последующие два года был налажен выпуск Приоры с кузовами хетчбэк (в
2008 году) и универсал (в 2009 году). Фактически Лада Приора
является масштабно модифицированной наследницей ВАЗ-2110. Эта модель
оснащается двумя видами двигателей: 8-клапанным мощностью 81 л.с. или
16-клапанным мощностью 98 л.с.
Несмотря на все старания отечественных автопроизводителей, в последние годы их постепенно вытесняют с российского рынка автомобили японского, азиатского и европейского производства. В период экономического кризиса 2008-2009 года, который, наверное, наиболее болезненно ударил по автомобилестроительным предприятиям, АвтоВАЗ наладил сотрудничество с концерном Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой помочи от российского правительства и помощи в освоении новых автомобильных технологий от партнеров из Renault. На производственных мощностях ВАЗ французы планируют наладить производство автомобилей Renault, Nissan и Lada на единой платформе В0 (Logan), а также оставить производство российских автомобилей в нижнем ценовом сегменте.
ИСТОЧНИК: http://www.avtorem.info